Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области
МБОУ "Стрелецкая СОШ" Орловского муниципального округа Орловской области
OBR57.ru

Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом   Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Беспрепятственный доступ в здание образовательной организации:

В МБОУ "Стрелецкая средняя общеобразовательная школа" созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов в рамках целевой программы «Доступная среда», которая предусматривает формирование полноценной без барьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Категория обслуживаемого населения по возрасту: дети

Категории обслуживаемых инвалидов: инвалиды, передвигающиеся на коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон:

  • Территория, прилегающая к зданию - доступно для всех;
  • Вход (входы) в здание - доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития;
  • Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) - доступно для всех;
  • Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) - доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития;
  • Санитарно-гигиенические помещения доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития;
  • Система информации и связи (на всех зонах) - доступно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития;
  • Пути движения к объекту (от остановки транспорта) - доступно для всех.

Условия питания и охраны здоровья учащихся МБОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»» Орловского муниципального округа Орловской области, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о специальных условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с БУЗ Орловской области «Плещеевская центральная районная больница». Основной задачей медицинского персонала является контроль динамики здоровья и развития учащихся, организация комплекса гигиенических, санитарно- противоэпидемических и лечебно- оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В нашем учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. Осуществляется проветривание кабинетов, ежедневная влажная уборка кабинетов и рекреаций. В период эпидемий школа переходит на особый режим функционирования, соблюдая строгие меры профилактики. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется оздоровление обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения.

Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры с 1 по 11 класс, воспитанников дошкольной группы, которые проводит БУЗ Орловской области «Плещеевская центральная районная больница». Особое внимание уделяется диспансеризации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения, опекаемых учащихся и детей из семей, попавших в трудную семейную ситуацию.

В целях охраны здоровья обучающихся, воспитанников дошкольной группы школа создает условия для:

  • оказания первой медико-санитарной помощи;
  • прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
  • безопасного пребывания в образовательной организации;
  • профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т.д.;
  • проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).
  • Для обеспечения безопасности пребывания детей и сотрудников в школе смонтирована и исправно функционирует автоматическая пожарная сигнализация, кнопка «тревожности», кнопка вызова полиции. Средства огнетушения и электробезопасности имеются в достаточном количестве, в соответствии с требованиями проверяются, ремонтируются или подлежат замене.
    Территория школы благоустроена, озеленена, разбиты цветники, имеется школьный сад, пришкольно-опытный участок, ежегодно подсаживаются новые кустарники и деревья.

Работа по укреплению материально-технической базы ведется целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного функционирования образовательной организации.
Состояние материально-технической базы и содержание зданий школы в основном соответствует санитарным нормам и пожарной безопасности. Ежегодно в учреждении проводятся косметический, текущий ремонт кабинетов и классов, инженерных коммуникаций, благоустройство территории.


Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,  примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. 

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
  • МФУ.

Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. 

На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена  доступность путей движения.

Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. 

Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

- работа с семьей обучающегося;

- методическая работа с учителями;

- организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися;

- оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.

В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.


Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Информационная база школы оснащена:

  • электронной почтой;
  • выходом в Интернет;
  • разработан и действует школьный сайт.

Школа подключена к ЕСПД — единая сеть передачи данных, это совокупность сетей в разных регионах Российской Федерации, объединенная в единую систему с централизованным управлением и контент-фильтрацией, подключение к которой в скором времени станет обязательным для всех государственных и муниципальных учреждений и органов власти.   
Оператор связи: ПАО "Ростелеком". 

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет».

В образовательном учреждении внедрена  и функционирует автоматизированная информационная система Виртуальная школа (https://orel.vsopen.ru/). 

На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".


Фото 1. Входная дверь с кнопкой вызова помощника

 

Фото 2. Входная дверь с кнопкой вызова и пандусом

 

 
 

Фото 3. Санитарно-гигиеническая комната

 
 

Фото 4. Санитарно-гигиеническая комната

 

 

Фото 5. Раздевалка

 

 

Фото 6. Лестничный проем

 

 

Фото 7. Дверь в класс с расширением и латеральной разметкой

 

Стол в столовой

Фото 8. Обеденные стол и стул в столовой

Загруженные документы

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг сфере образования от 11 февраля 2022 г. № 19
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.