Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области
МБОУ "Стрелецкая СОШ" Орловского муниципального округа Орловской области
OBR57.ru

Использование школьного музея в образовательном процессе

Использование школьного  музея в образовательном процессе

МБОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области

1. Введение

Школьный музей Боевой Славы позволяет расширить образовательный процесс, сделать его объемным и вариативным. Учебный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций.     Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический  местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного поселка Стрелецкий  и людям, живущим рядом с ними.

Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Историческое краеведение помогает учащимся  приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе.

 Школьный музей открыт 7 мая 2007 г., но материалы, представленные в нем, собирались  долгие годы. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. В экспозиции музея представлено более 200 экспонатов в разделах «История поселка  «Стрелецкий», «Они сражались за Родину», «Вторжение»,  «Орловская специальная школа «пожарников», «В боях за  Орловскую землю», «Человек из легенды», «Время выбрало нас», ««Есть такая профессия- Родину защищать», «Спортивная гордость школы», «Новые чемпионы».

Создан Совет музея в следующем составе:

Линьков А.П. – руководитель музея;

Мартынова Н.В. – консультант по организационной работе;

Сидоренко В.С. – консультант музея, старший научный сотрудник ВНИИ ЗБК;

Антонова Г.А. – консультант музея по работе с ветеранами, председатель совета ветеранов Пахомовского сельского поселения;

Легостаев О.И. – художник-оформитель;

Голышкин Л.В. – консультант музея по поисково-исследовательской работе;

Настепанин Н.А. – технический консультант;

Мавзолевская Л.И. – консультант музея в литературном пространстве.

Действует клуб  «Поиск», состоящий из  учащихся 7-9 классов в возрасте от 14—16 лет, в музейную деятельность вовлечены учащиеся  всей школа. В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.

2. Программа музея и план деятельности.

Программа музея  рассчитана на перспективу, постоянно обновляется и совершенствуется, соответствует времени и требованиям.

Краеведческая деятельность за последние 5 лет:

1.Подготовлены материалы к экскурсиям по темам:

  • «Т-34 – Танк Великов Победы» (2008 г.);
  • «И один в поле воин» (О Сиротинине  Н.В. – нашем земляке) (2009 г.);
  • «Нормандия в боях за Орел» (О летчиках французского авиаполка) (2009 г.).

2.Расширен и пополнен материал о школе «пожарников» и ее военном руководителе И.Г. Старинове (музей получил в подарок книгу «Ратная слава Орловского края», в которой есть новый материал о школе «пожарников» (2010 г.).

  1. В музей переданы материалы о борт-стрелке Л.Н. Самохиной – нашей землячке (2011 г.).
  2. Пополнен материал к экскурсии «Человек из легенды» (переданы фотографии сыном Соломатина В.Ф., училище олимпийского резерва изготовило медали и кубок имени В.Ф.Соломатина и передало в музей) (2012 г.).
  3. Записаны видеоматериалы о визите Президента РФ Ельцина Б.Н. в ВНИИ ЗБК 04.08.1993 г. (2012 г.).
  4. Постоянно пополняется материал о воинах-афганцах и о воинах-участниках локальных конфликтов (2011-2013 г.г.).
  5. Сбор видеоархива, посвященного подпольно-патриотическому и партизанскому движению на территории Орловского края (2013 г.).
  6. Брянский музей по истории партизанского движения передал в школьный музей артифакты войны (2013 г.).
  7.  В музей переданы каска и военные фотографии участника двух локальных войн Рябинкина Н., выпускника школы и академии ФСО (2013 г.).
  8.  Проведена работа по изготовлению и открытию мемориальной доски памяти Мосина В.Е., выпускника школ, погибшего при исполнении воинского долга 30 лет назад  (2013 г.).

 В настоящее время разрабатывается проект открытия памятного знака, посвященного школе «пожарников» (проект памятного знака выполнен художником Козловым Г., согласован с директором ГНУ ВНИИ ЗБК Зотиковым В.И., Крючковым А.Г. –председателем районного Совета ветеранов, Козловым – директором художественного колледжа). Кроме того, готовятся к изданию буклеты и брошюры, посвященные музею Боевой Славы, создаётся видеоархив документальных и художественных  фильмов о героических страницах Великой Отечественной войны.

 В школе есть  виртуальный музей, информация о котором размещена на школьном сайте по адресу http://strschool.ucoz.ru/.

3. Методическая работа

 Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приёмов и форм работы обеспечивают высокий учебно-воспитательный эффект всей деятельности школьного музея.  Деятельность музея базируется на следующих принципах:

  1. систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  2. постоянное пополнение экспозиции, актуализация её содержания;
  3. строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
  4. проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея;
  5. использование разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы;
  6. творческая инициатива учащихся;
  7. связь с общественностью, жителями населённого пункта, с государственными учреждениями, общественными организациями, музеями и архивами, образовательными учреждениями  Орловского района.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея, клуба «Поиск» и социума, в создании разновозрастных и разноуровневых групп детей.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу по различным темам, посвященным Великой Отечественной войне: школа «пожарников» и ее вклад в победу в Великой Отечественной войне; дополнен материал по теме «Человек из легенды» (привезены материалы детьми Соломатина В.Ф. из  Франции о шахте Ляндр, преподаватель  ОИУУ Антошкина Т.А., ученица Соломатина В.Ф.,  передала  газетную статью о Соломатине В.Ф.); вместе с детьми из клуба «Поиск» подготовлен проект создания памятного знака, который планируется открыть к 70-летию Победы  в Великой Отечественной войне  на месте работы школы «пожарников». Активисты клуба «Поиск» вместе с руководителем музея  направили  два письма в адрес Президента России Путина В.В.  с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении звания Героев России (посмертно) Илье Григорьевичу Старинову, военному руководителю школы «пожарников», и Николаю  Владимировичу Сиротинину, нашему земляку, герою-артиллеристу, совершившему свой подвиг 17 июля 1941 года у д. Сокольничи под г. Кричевом, ценой своей собственной жизни он задержал танковую колонну Гудериана.

Ребята из клуба «Поиск» поддерживают активную связь с семьями участников Великой Отечественной войны, оказывают шефскую помощь, проявляют заботу и милосердие к ветеранам войны, ухаживают за братской могилой, находящейся на территории школы, и   поселковым мемориалом, ежегодно в мае несут почетный караул.

В музее  собраны видеозаписи и интервью с участниками боевых сражений: Зоей Яковлевной Дроновой, Василием Ивановичем Макридиным, Соломатиным Валерианом Федоровичем. За последние годы многие ветераны войны ушли из жизни, поредели ряды вчерашних боевых солдат, но их живой голос останется навсегда в памяти односельчан и будет долгие годы рассказывать новым поколениям о чудовищной Великой Отечественной войне, о героизме, стойкости и мужестве русских солдат.

 В ходе реализации проекта «Дорогой героев, дорогой отцов» установилось сотрудничество с  военно-историческим музеем школы № 40 Орловской области, детской экскурсионно-туристической станцией, областной библиотекой им. Бунина, краеведческим музеем г. Орла, военным музеем «История партизанского движения Брянской области».  В ходе сотрудничества произошел обмен материалов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, установлено общение и обмен опытом по работе школьных музеев. Школа также тесно сотрудничает с туристической компанией «Орел-Турист», которая помогает организовывать экскурсионные поездки по местам Боевой Славы. Сотрудник областного военкомата подполковник Романова Н.Н., посетив школьный музей и проведя беседу со старшеклассниками, дала высокую оценку деятельности школы по патриотическому воспитанию.

Работа  ориентирована на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и уважения. В музей обращаются жители села,  приезжие родственники с целью получения необходимой информации по различным вопросам. Приезжали с Украины родственники Г.А.Закладного, ученый, селекционер ВНИИ ЗБК, передали видеоматериал  о своем отце. Два года назад произошла встреча с детьми войны Яичкиным С.М., Лотовой Л.Н., Биттэ Н.И., пережившими оккупацию в нашем городе, они оставили воспоминания о страшных периодах пребывания фашистов в г. Орле. Ломакин А., выпускник школы, полковник ФСБ, передал в музей книгу по истории органов государственной безопасности.

О работе музея писали районная и областная газеты («Орловская правда», «Просторы России», «Поколение», «Наша жизнь»). Материалы музея использовали авторы книги «От Орла до Орловского Полесья» Е. Ашихмина, В. А. Ливцов.

4. Экскурсионная работа

Материал, который поступает в фонды  школьного музея, систематизируется по различным направлениям. В итоге чего образуются коллекции определенного содержания. В последующем из них формируются стенды и разрабатываются экскурсии. За 7 лет  музей посетило 4700 человек. Воспитанники отделения по дошкольному образованию, местные жители, школьники из  Орловских школ № 40, № 32, № 45, № 19, № 12, № 1 и Орловского района, студенты средних и высших учебных заведений г.Орла, Москвы, Калининграда, туристы  из Израиля, США и Германии, Киева и Крыма. Посетители музея оставляют свои отзывы об увиденном и услышанном.  
Тема войны не может быть обойдена ни одним музеем, это важнейший фактор воспитания гражданственности, нравственности, патриотизма.

Экскурсовод обращает внимание на стенд «Вторжение»: «22 июня 1941 года немецко-фашистские войска напали на нашу Родину. «Мы должны не только разбить русскую армию, захватить Москву, Петербург и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну, уничтожить ее народ» - утверждал Гитлер, вождь немецких нацистов. Началась Великая Отечественная война…».

       Обращаясь к  стенду «Они сражались за Родину» звучит рассказ о земляках, которые сражались за нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

       В школьном музее собраны вещи, позволяющие проводить экскурсии на тему «Великая Отечественная война». Во время экскурсии ребята могут видеть такие предметы, как образцы снарядов, касок,  противотанковое ружье, солдатские медальоны, противогазовую коробку, прибор учета выстрелов и фотоконтроль у летчиков, старинный патефон, немецкую посуду, немецкий и советский штыки, старинный наган… (все минометные  и артиллеристские снаряды пустые, прошедшие проверку сотрудниками ФСБ и МВД).  Взоры ребят привлекает макет танка «Т-34 – Танк Великой Победы».  Экскурсовод рассказывает о легендарной боевой машине 20 века - танке Т-34, признанной лучшим танком 2 мировой войны: «Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий. Михаил Ильич Кошкин является главным конструктором танка  Т-34. Под его руководством в конце 1930-х годов были созданы средние танки А-20, А-32 и на их базе легендарный Т-34…».

Следующая информация музея посвящена Орловской специальной школе «пожарников». «В июле 1941 года, решением Орловского обкома партии была организована специальная школа на правах филиала оперативно-учебного центра Западного фронта. Это была первая в стране спецшкола для подготовки кадров подполья и партизанской борьбы. Перед руководством школы была поставлена задача готовить кадры, преданные Родине для работы в тылу врага. Точнее в этой школе готовились диверсанты, которые взрывали немецкие воинские эшелоны, шоссейные и железные дороги, мосты, штабы, воинские склады. Школа подготовила 185 инструкторов- преподавателей минно-подрывного дела и 2369 минеров-подрывников…», - продолжает свое повествование экскурсовод.

Далее ведется рассказ по стенду «В боях за  Орловскую землю»: «5 августа 1943 года в результате Орловской наступательной операции «Кутузов» в период Курской битвы был освобожден город Орел войсками 3-й армии генерала Горбатова и 63 –й армии генерала Колпакчи, армий Брянского фронта. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют…».

С гордостью экскурсоводы преподносят материал об учителе нашей школы, спортсмене, тренере, ветеране Великой Отечественной войны Соломатине Валериане Федоровиче, ему посвящен стенд «Человек из легенды»: «С 24 июня 1941 года сержант-артиллерист  Соломатин участвует в боях под  Оршей, Смоленском, Борисовом. Затем был плен и 4 побега из него, участвует во французском сопротивлении во главе отряда «Парижская Коммуна». Отряд провел 37 боевых операций. Ему было присвоено звание лейтенанта Франции и он был  награжден двумя орденами «Сражающаяся  Франция». Но и после войны он не утратил любви к спорту, к легкой  атлетике. 50 лет он отдал народному образованию, работая  в  орловских школах, воспитал 17 мастеров спорта  СССР и 157 спортсменов разрядников. Ему было присвоено звание «Заслуженный работник физической  культуры РФ».

Не менее интересна экспозиция «Время выбрало нас» о земляках-выпускниках Стрелецкой школы Орловского района, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, они стали достойными продолжателями героических традиций своих отцов и дедов.

Одни из лучших выпускников школы выбрали для себя профессию защитника Отечества и с честью и достоинством выполняют свой служебный долг. О них оформлен стенд «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Заканчивается экскурсия, посвященная Великой Отечественной войне», словами Роберта Рождественского: «Герой умирает ни тогда, когда его тело пробито пулеметной очередью и его сердце перестает биться, герой умирает тогда, когда о нем забывают живые…».

Дети всегда горячо реагируют на такие  экскурсии, хотят знать больше. Отдельные ребята, заинтересовавшись военной тематикой, написали ряд исследовательских работ, которые также используются для бесед и во время экскурсий.

Ежегодно, составляя план работы, актив музея предлагает классным руководителям и детям темы экскурсий, которые они могут посетить в нашем музее. Учитываются и пожелания, принимаются заявки на проведение специальных тематических экскурсий, если вещественный или архивный материал музея позволяет их осуществить.

5. Патриотическая работа

«Мгновение подвига»… так назывался вечер памяти, прошедший в школе в 2012 г., на котором присутствовали родные и близкие Мосина Виктора, выпускника Стрелецкой школы. 30 лет назад во время несения службы в г. Иркутске, будучи дежурным по роте,  Мосин Виктор ценой собственной жизни спас людей во время ночного пожара в офицерском общежитии. Школьники разыскали одного из офицеров,  спасенного Виктором, лейтенанта Горошанского К.Н.  Он прислал ребятам видеообращение, в котором  отметил, что благодарен нашему земляку, и школьники должны гордиться его поступком. Учащиеся 7 класса подготовили литературную композицию, посвященную Виктору Мосину, составленную по стихам неизвестного автора. Тетрадь со стихами была найдена  в одном из классов во время ремонта.

Благодаря помощи директора ФГУП «Россельхозакадемии» Белоусько Ю.С. в феврале 2013 г. в школе была открыта мемориальная доска памяти выпускника школы Мосина Виктора Егоровича,  награжденного орденом Красной Звезды (посмертно) (приложение № 18, фото). Теперь  лучшие из лучших  учащихся  несут вахту памяти возле мемориальной доски, посвященной Мосину Виктору.

Ежегодно у братской могилы проходят митинги, уроки мужества, на которых присутствуют ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны. Они рассказывают о  лишениях, которые пришлось пережить, о том, как они, отдавая «Всё для фронта, всё для Победы!»,  приближали долгожданный день Победы. Ребята с большим интересом слушают их рассказы о тяжелом послевоенном времени, когда было необходимо восстанавливать народное хозяйство, налаживать мирную жизнь. Заканчиваются такие мероприятия смотром строя и песни.

Ребята проявляют большой интерес к прошлому страны, участвуя в военно-исторических викторинах «Этих дней не смолкнет слава», конкурсах патриотической песни.

Конкурс «А, ну-ка, парни!», посвященный Дню защитника Отечества,  стал традиционным в школе.

Регулярно проводятся экскурсии, посвященные Орловскому краю,  не только в школьном музее, но  и за его пределами по темам: «Орел – город Воинской славы», «Орел – город первого салюта», по местам боев 4 танковой бригады полковника Катукова, «Партизанскими тропами Брянщины», «Тула – родина русского оружия», «Курск дорогами войны и труда», «Мемориальный комплекс Хацунь», «Партизанская поляна».

Традиционными стали встречи с выпускниками школы, которые отслужили в рядах Советской армии и офицерами РФ, участниками локальных войн и конфликтов; вечера памяти Соломатина В.Ф., встречи с его женой и детьми, которые учились в нашей школе.

Просмотр и обсуждение документальных фильмов о войне оставляют в душах ребят неизгладимое впечатление.

Музей в настоящее время тесно сотрудничает с настоятелем местного храма Казанской иконы Божьей матери отцом Мирославом (Семенкив М.В.). Учащиеся посещают храм, в котором для них  проводятся экскурсии по темам: «Устройство православного храма, его предназначение и история», «Традиции и обычаи  православной культуры», «Православные святые Орловского края».

На занятиях в клубе «Поиск» ребята изучают документы, архивные материалы. Активом клуба «Поиск» получен материал из Подольского военного  архива о нашем земляке Яичкине Михаиле Петровиче, погибшем под Ржевом, подорвав себя и окруживших его немцев гранатой.

Последние три года школа активно сотрудничает  с обществом «Знание» в международном проекте «Диалог поколений в Орловском регионе», в рамках которого проводились встречи с детьми войны и тружениками тыла. За активную работу в данном направлении школа  награждена грамотой за межпоколенческое взаимодействие.

Ученики  школы никогда не остаются равнодушными к бедам людей,  ежегодно они участвуют в благотворительных акциях, организованных администрацией Орловского района в поддержку малоимущих, детей-сирот, инвалидов;  осенью 2013 г. учениками были собраны и перечислены денежные средства в поддержку жителей Хабаровского края. Школьники участвуют в благотворительных концертах, организованных для жителей поселка,  посвященных  Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Победы.

  1. Результаты деятельности

 Для учащихся прикосновение к  подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к родине, к своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. А приобретенные в ходе музейной работы знания и умения оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Ведущая идея такой организации  воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. Такими социально-педагогическими условиями деятельности учащихся выступают:

- атмосфера партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

- «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;

- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению социально значимой деятельности, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;

 - участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своей социально-значимой идеи в реальность. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видов социальной деятельности, участвуя в благотворительных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в  областных и районных конкурсах активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и областных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациям.

 На областном слёте следопытов «Дорогой отцов»  в апреле  2012 г. за многолетнюю поисково-исследовательскую работу по изучению военной истории Отечества музей школы и его руководитель Линьков Александр Петрович награждены грамотами. Экскурсоводы  школьного музея Морозова Марина, Наливайко Ксения были отмечены как лучшие.

Весной 2012 г. учащиеся 7 класса Селихов А., Морозова М. участвовали в областной научно-практической конференции с исследовательской работой «История поселка Стрелецкий. Научная династия семьи Фесенко».

 В 2013 г. на областной краеведческой конференции, посвященной 70-летию освобождения Орловской области, Ященко Виталий  получил грамоту за участие и поисковую работу,  Юдина Наталья  заняла 3 место.

 Победителями акции «Поклонимся Великим тем годам», посвященной 70-летию освобождения г. Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков в номинации «Орловщина в годы Великой Отечественной войны»   стали следующие учащиеся школы: Алешин Максим, Енина Анастасия, Самофалова Юлия.

 В 2013 г. в районном конкурсе исследовательских работ «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты» учащиеся школы Наливайко К. и Лобанов Е. заняли 2 место.

 В 2014 г. году в районном литературно-творческом конкурсе «Я люблю тебя, Россия» Кузин М. занял 1 место, Аболмазова Д. – 1 место.

 В 2014 г. в районном конкурсе исследовательских работ «Памятные места воинской славы Орловской области Тюленев Д. занял 2 место, а в областном конкурсе – 3 место.

Руководитель школьного музея Линьков Александр Петрович не раз награждался грамотами  за многолетнюю поисково-исследовательскую работу по изучению военной истории Отечества.

В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до  потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и   формировать активную жизненную позицию школьников.

Ярко проявляются ожидаемые результаты:

а) на уровне социума:

– рост престижа и значимости музея в поселке, Орловском районе, Орловской области;

- формирование профессиональной направленности выпускников (выпускница школы Вачаева Ксения, закончив Орловский государственный университет, работает в музее в г. Санкт-Петербург; выпускник школы Забабурин Александр – кандидат наук, преподаватель Московского историко-архивного университета; Новоселов Евгений, выпускник школы – доктор философских наук; Костина Елена – кандидат филологических наук);

б) на уровне группы:

- расширение кругозора;

- интеллектуальный и духовный рост познавательной активности учащихся;

в) на уровне личности:

- повышение уровня самооценки, возможности самоопределения и самореализации;

- создание «Портфолио ученика».

Итак, современный школьный музей является особым пространством для работы с детьми,  так как ориентирован на решение образовательных, коррекционных, реабилитационных, воспитательных задач, выполняемых педагогами и специалистами в интересах детей, семьи и школы. Музей в школе раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся.  

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.